Как проверить турбину на двигателе: рекомендации специалиста

Как проверить турбину на двигателе: рекомендации специалиста

06.04.2016



Турбина представляет собой устройство, предназначенное для повышения давления в коллекторе впуска  транспортного средства. Итогом действия турбины является подача большего объема воздуха в мотор и как следствие, поставка дополнительной порции кислорода в камеру сгорания. Благодаря работе устройства, увеличивается мощность мотора, и улучшаются динамические показатели авто. Но что делать, если турбина вышла из строя? Как диагностировать поломку? Можно ли устранить  неисправность своими руками?




Принцип действия и устройство

Повышение мощности мотора происходит за счет особого принципа действия узла. Здесь все просто. Сгоревшие газы из мотора поступают через  коллектор выпуска  к турбине, проходят через крыльчатку и вращают вал турбины. Здесь же крепится крыльчатка еще одного узла (компрессора). Вращаясь, устройство создает давление в коллекторе впуска  и гарантирует  поступление большего объема кислорода в камеры сгорания.



Сама турбина сформирована из следующих 2-х улиток:


  • Компрессора. Через данную улитку происходит всасывание воздуха с последующим его нагнетанием в коллектор впуска.


  • Горячей части. Здесь проходят газы сгоревшего топлива, проворачивающие колесо турбины, а впоследствии и выходящие в выхлопной тракт.



Также к конструктивным элементам турбины можно отнести:


  • Две крыльчатки - горячей части и компрессора.


  • Корпус, соединяющий в себе конструктивные  элементы. В процессе работы турбина находится под действием высоких температур, поэтому в качестве металла для изготовления применяется чугун специальной отливки. Металл способен выдержать температуру до 9 000 градусов Цельсия.


  • Подшипников.



Виды охлаждения

Все турбины различаются по принципу работы системы охлаждения, обеспечивающей лучшую теплоотдачу устройства. Здесь есть несколько вариантов:


  • Охлаждение маслом. Данный способ имеет два преимущества - меньшую стоимость изготовления и более простую конструкцию. Из недостатков - высокие требования к качеству масла, необходимость частой замены смазывающего состава и высокие требования к контролю температурного режима. Первоначально большая часть турбин имела масляное охлаждение. Но был большой минус. Во время прохождения через узел с подшипниками и шариками смазывающий состав быстро набирал температуру. Как только наступал перегрев, происходило закипание масла с последующим коксованием и ограничением доступа смазки и элемента турбины. В итоге устройство заклинивало, что приводило к необходимости ремонта. Причин у подобных поломок несколько - несоблюдение сроков замены масла, низкое качество смазывающего состава (несоответствие типа мотора), поломка системы смазки.


  • Охлаждение маслом и антифризом (комплексный подход). Плюс такой конструкции - больший эффект от охлаждения. Минус - сложность устройства и, как следствие, более высокая стоимость узла. В случае применения ОЖ и масла для охлаждения турбины уходят такие проблемы как коксование и закипание масла. Минус лишь в том, что система отличается сложной конструкцией из-за необходимости  разделения двух контуров - масляного и охлаждающей жидкости. При этом каждый из составов выполняет свою функцию: масло обеспечивает качественное смазывание подшипников, а антифриз исключает перегрев узла и закипание масла. Большая сложность узла приводит к тому, что растет и общая стоимость конструкции.



Признаки и причины поломки

Перед тем как приступать к проверке турбины, важно распознать неисправность и понять ее причины. Рассмотрим каждый из случаев:


  • Из выхлопной трубы идет дым синего цвета, а когда двигатель набирает обороты до 4-5 тысяч или при наборе скорости проблема устраняется. Такая неисправность возникает, как правило, из-за попадания масла в камеру сгорания и его последующего воспламенения вместе с топливовоздушной смесью. В таком случае причину стоит искать в турбокомпрессоре.


  • Появление черного дыма из выхлопной трубы. Причина явления - появление утечек воздуха в интеркулере или магистралях, через которые воздух поступает к турбине. Еще одной причиной может быть выход из строя (механическое повреждение) узла управления ТКР.


  • Появление белого дыма из выхлопной трубы вызвано наличием грязи в маслопроводе слива и невозможности нормальной работы турбированного компрессора.


  • Автомобиль активнее потребляет масло. Средний расход вырастает с 300 грамм до 1000 грамм на тысячу километров. При этом следы масла становятся заметными на турбине и местах стыков патрубков. Главная причина такой  неисправности - забитый сливной маслопровод, загрязненный канал для подачи воздуха, коксующийся корпус.


  • Падение динамики мотора в процессе набора скорости. Проблема, как правило, вызвана сложностями с поступлением воздуха в мотор из-за неисправного узла управления ТКР.


  • При работе силового агрегата появляется странный шум, иногда напоминающий свист. Явление объясняется наличием утечки воздуха между мотором и компрессором.


  • В процессе  работы турбины появляется скрежет. Здесь должно быть уделено внимание кожуху устройства на факт появления деформаций или трещин. Возможны ситуации, когда лопасти касаются краев трещин, что и вызывает подозрительный шум. Такая поломка сигнализирует о том, что ТКР в скором времени поломается.


  • Высокий уровень шума при работе турбины. Чаще всего это объясняется загрязнением путей, через которые к системе подается масло, повышению радиальных и осевых зазоров, а также их затиранию о кожух турбины.


  • Высокий уровень расхода топлива и рост токсичности в выхлопных газах возникает из-за загрязнения канала подачи воздуха или фильтрующего элемента на входе в силовой агрегат.


  • Течь мала на кожухе турбины (ближе к компрессору) часто появляется из-за сбоев в работе системы смазки, нарушения работы ТКР, появления забитых участков в корпусе оси турбины.


  • Турбояма - неприятный и потенциально опасный эффект в работе турбины, который может проявляться в момент пуска мотора. Он характеризуется выбрасыванием облака дыма. Основные причины - возникновение трещин в области байпасного турбинного клапана и как следствие, появление утечки газов.



Простая проверка турбины

После того как проблема диагностирована, ее необходимо устранить. Здесь многое зависит от типа проблемы:



1. Снижение мощности мотора, выхлоп черного цвета. При падении мощности силового агрегата действуйте следующим образом:


  • Запускайте мотор и прислушивайтесь к работе турбины;


  • Постарайтесь определить по звуку, в каком месте появилась проблема. Осмотрите места стыковки патрубков;


  • Если с патрубками проблем нет, то проверьте состояние воздушного фильтра (может потребоваться его замена);


  • Осмотрите турбину на факт износа. Для этого прокручивайте ротор и проверяйте его на факт наличия люфта. Если ротор качается корпусной части, то узел необходимо ремонтировать;


  • Если все мероприятия проведены, но ситуация не изменилась в лучшую сторону, то проблема может скрываться в топливной системе или в моторе;



2. Дым синеватого, белого или сизого цвета. В случае если из выхлопной трубы идет дым сизого, светлого или синеватого оттенка, то действуйте таким образом:


  • Осматривайте воздушный фильтр. Если он загрязнился, то через него проходит меньший объем воздуха. Как следствие, возникает серьезная разница в давлениях между кожухом подшипников или корпусом компрессора. При этом из первого во второй начинает течь масло;


  • При отсутствии проблем с фильтром осматривайте ротор на факт деформаций на внешней части;


  • Производите осмотр сливного маслопровода на факт перегибов, пробок и деформации;


  • Проверьте давление картерных газов. Бывают ситуации, когда последние не дают маслу нормально сливаться. Также такая проблема может возникать и по причине проблем в системе вентиляции;


  • Осмотрите коллектор выпуска - на нем не должно быть следов масла.



3. Повышенная шумность работы мотора. В случае если гул мотора стал не таким, как обычно, то действуйте следующим образом:


  • Проверяйте трубопроводы, в которых смазывающий состав подается под давлением;


  • Осматривайте ось турбины;


  • Убедитесь, что на роторе нет повреждений. При обнаружении деформации или потертостей требуется демонтировать турбину с целью качественного осмотра.



Проверка турбины: этап второй

Если рассмотренные мероприятия не дали результата, то переходите к следующему этапу. Здесь уже потребуется помощь другого человека. Алгоритм действий следующий:


  • Проверяйте наддув. Для этого заводите мотор, поднимайте крышку капота и находите патрубок, объединяющий коллектор впуска и турбину. После пережимайте трубку рукой и попросите партнера выжать педаль акселератора и удерживать ее в течение  4-5 секунд. После отпускания газа вы должны почувствовать раздувание патрубка. Если этого не происходит, то турбина вышла из строя.


  • Отбрасывайте патрубки и осматривайте их. Если в них отсутствуют или есть следы масла (в небольшом количестве), то все нормально. В случае когда масла много, требуется приступать к поиску причины. Бывает, что турбина целая, в мотор вышел из строя.

  • Осматривайте крылатку турбины. При наличии явных дефектов на поверхности изделие необходимо снять и поменять.


  • Перемещайте вал по оси. В такой ситуации люфта быть не должно вовсе, ведь допустимый параметр составляет всего 0.05 мм. Если люфт больше, то турбина вышла из строя.


  • Подвигайте вал в левую и правую сторону. Здесь допустимый параметр составляет до 1 мм (его можно почувствовать). После начинайте вращать крыльчаткой и прислушивайтесь к тому, задевает ли она корпус. При наличии люфта больше допустимого крыльчатка скоро сломается или уже вышла из строя.

  • Осматривайте кожух устройства, фланцы, коллекторы и патрубки силового агрегата на факт появления  трещин.



Профилактические меры

Чтобы турбина прожила как можно дольше, необходимо действовать следующим образом:


  • Заливайте в систему масло высокого качества, стараясь следовать рекомендациями производителя. При этом смазывающий состав обязательно должен быть оригинальным;


  • Не промывайте мотор с турбиной «пятиминутками»;


  • Используйте только качественные расходные материалы. Экономия может вылиться в еще большие затраты;


  • ТО двигателя с турбиной желательно делать в два раза чаще;


  • Не «рвите» непрогретую турбину. Сначала узел должен набрать оптимальную рабочую температуру, после чего его можно использовать на максимум;


  • Следите за турботаймером в процессе эксплуатации транспортного средства;


  • Доверяйте автомобиль только опытным мастерам своего дела;


  • При первых же симптомах выхода из строя турбины сразу отправляйтесь на сервис.



Итоги

Турбина - полезный, но чувствительный элемент автомобиля, который требует внимания и заботы со стороны автолюбителя. При появлении первых признаков неисправности необходимо провести диагностику неисправности, а если это требуется и ремонт. При отсутствии навыков лучше обращаться к профессионалам, что позволит избежать затрат в будущем.


Проверка турбины своими руками.



Проверка турбины своими руками фото. Поделитесь новостью Проверка турбины своими руками с друзьями!
Проверка турбины своими руками 86
Проверка турбины своими руками 68
Проверка турбины своими руками 19
Проверка турбины своими руками 15
Проверка турбины своими руками 58
Проверка турбины своими руками 59
Проверка турбины своими руками 26
Проверка турбины своими руками 69
Проверка турбины своими руками 71
Проверка турбины своими руками 28
Проверка турбины своими руками 39
Проверка турбины своими руками 44
Проверка турбины своими руками 19
Проверка турбины своими руками 45
Проверка турбины своими руками 17
Проверка турбины своими руками 46
Проверка турбины своими руками 43
Проверка турбины своими руками 36
Проверка турбины своими руками 21
Проверка турбины своими руками 76